Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.

Он врубил форсаж и на максимальной тяге ушел в набор высоты…Его динамический потолок достигал 40 км над землей, а бомбы он мог сбрасывать из стратосферы по принципу «сбросил и уж точно забыл, когда сбросил». Он обгонял пущенные в него ракеты (читайте дальше и все узнаете), а развиваемая им скорость приводила к такому «трению» о воздух, что плавился фонарь кабины… это был МиГ-25РБ, разведывательный бомбардировщик страны, которой больше нет.

Идея высотных самолетов разведчиков активное развитие получила после Второй мировой войны, когда недавние союзники, а теперь идейные и военно-политические антагонисты, развязали «холодную войну». Начавшаяся с ней гонка вооружений разгоняла маховик научно-технического прогресса в сторону создание все более смертоносных вооружений.

scale_600 Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.
МиГ-25РБ

Американцы пошли по пути узкой специализации, сделав знаменитый самолет–разведчик U-2, который до сих используется для осуществления аэрофотосъемки (в том числе в Сирии). С начала 1950-х U-2 начинает появляться в небе Советского Союза, многие объекты некогда «закрытой» для глаз ребят из Лэнгли страны оказались на пленке, потом был визит 1956 года, который длился свыше 6 часов и закончился строжайшей директивой тогдашнего министра обороны Р. Малиновского о недопущении повторения тех позорных событий. Итог, 1 мая 1960 года, U-2 и Фрэнсис Г. Пауэрс, Свердловск и ЗРК С-75.

scale_600 Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.
Выставка остатков сбитого американского U-2 в ЦПКиО в Москве. 1960 г.

Апогеем развития высотных разведчиков на Западе стал уникальный сверхзвуковой самолет SR-71 Black Bird («Черный дрозд»), однако дороговизна производства, огромное количество нюансов в обслуживании и появление дальнобойных зенитно-ракетных комплексов привели к снижению актуальности авиационных средств разведки. США переключились на спутниковую компоненту, а затем и на беспилотную авиацию.

scale_600 Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.
SR-71 Black Bird («Черный дрозд»)

В Советском Союзе дела обстояли немного по-другому. Ответом на возросшую активность разведывательных полетов вдоль границ и в глубине территории СССР стал проект высотного истребителя перехватчика (т.к. зенитные системы еще не дотягивали до таких высот), параллельно с «изделием № 17» (советским U-2). Результатом «мирного» ОКР стал высотный разведывательный самолет М-17 «Стратосфера»(1978), а спустя 10 лет ему на смену пришел М-55 «Геофизика» (именно М-55 – тот самый случай, когда заложенный потенциал на многие десятилетия опередил свое время, а перепрофилирование под исследовательские задачи значительно расширило круг применения новой машины). Результатом же «боевого» ОКР – Миг-25РБ, непревзойденное сочетание летно-технических характеристик.

scale_600 Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.
Высотный самолет-разведчик Lockheed U-2 времен СССР.

С середины 1950-х российские ученые начинают работу над сверхзвуковым самолетом для ведения оперативной разведки в оптическом, радиотехническом и радиолокационном ключе.

Кстати, конструкторы рассматривали возможность вооружения самолета аэробаллистической ракетой…ничего не напоминает?

Первый опытный экземпляр самолета под обозначением Е-155Р1 был собран в конце 1963 года, а первый полет состоялся 6 марта 1964 года в небе подмосковного города Жуковский. В дальнейшем было создано несколько модификаций МиГ-25П (высотный перехватчик), МиГ-25РБ (разведчик-бомбардировщик) и МиГ-25УБ (учебно-боевой).

scale_600 Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.
МиГ-25РБ

Для нас наиболее интересно сочетание несочетаемого. Разведчика и бомбардировщика.

Разведывательно-ударный МиГ-25РБ, предтеча современного высотного перехватчика МиГ-31, имел поражающие советских и американских летчиков показатели. Крейсерская скорость до 3400 км/ч при динамическом потолке в 40 км делали советский истребитель недосягаемым для любых средств поражения противника.

Динамический потолок – максимальная высота , которую может набрать самолет без снижения крейсерской скорости в едином маневре подъема.

Возможность нанесения бомбовых ударов специально разработанными для него термостойкими ФАБ-500 практически из космоса, когда прицельно-навигационный комплекс самолета учитывал даже угол поворота Земли за то время пока бомба летит к цели в свободном падении, позволяла самолету наносить удары, не входя в зону ПВО или сваливая из опасного района до того, как противник сообразит.

scale_600 Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.
Авиационная бомба ФАБ-500

Рекомендуем: Новая авиабомба для фронта. «Дрель» калибром 500 кг.

Хотите верьте, хотите нет, но с этим самолетом связана одна интересная история.

Даже советские асы не могли справиться с той мощью, которой наградили самолет конструкторы и два реактивных двигателя. Однажды, пилот советского МиГ-25РБ слишком сильно «притопил педаль газа» и улетел за переделы родного воздушного пространства. Когда ориентирование в пространстве летчиком было восстановлено, он с удивлением заметил приближение к нему нескольких перехватчиков противника, которые стали демонстрировать ему бортовое вооружение и принуждать к посадке.

scale_600 Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.

Или погибнуть или стать предателем. Выбор стоял непростой, но для советского человека очевидный. Когда «врубив» форсаж советский самолет стал уходить от преследователей, то вдогон ему были пущены ракеты класса «воздух-воздух»…но разгонная скорость МиГ-25РБ оказалась настолько высока, что дымный шлейф остался далеко позади, а пилота пришлось выковыривать из самолета, т.к. фонарь кабины оплавился от огромной температуры из-за возникшего кинетического нагрева.

Рекомендуем: Новейший дальний перехватчик МиГ-41. Космос и гиперзвук.

P.S. Еще пилоты и авиатехники очень любили этот самолет из-за огромных резервуаров полных авиационного спирта для обеспечения систем жизнедеятельности самолета…и персонала.

Присоединяйтесь к проекту «Военный обозреватель» в Telegram. Самые актуальные новости и крутые фото только там!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*