Американские моряки разучились крутить штурвал

Вследствие двух фатальных столкновений военных кораблей ВМС с коммерческими судами в общей сложности 17 матросов было потеряно в открытом море этим летом. Эти события вызвали обеспокоенность командования и общественности в контексте потери или полного отсутствия базовых навыков и опыта управления кораблем у современного поколения молодых офицеров ВМС США.

Проблема заключается в том, что, по словам действующих и бывших офицеров, опрошенных The Navy Times, нынешнее поколение моряков, которые поднялись до уровня командного звена, испытывает недостаток в навыках, обучении, образовании и опыте, необходимых для эффективной и безопасной эксплуатации судов в море. «В настоящее время в военно-морском сообществе существует систематические пробелы в морской культуре, особенно на уровне руководителей департамента», — заявил отставной капитан ВМС США Рик Хоффман (Capt. Rick Hoffman), который командовал крейсером Хью-Сити (USS Hue City) и фрегатом DeWert, а по выходу на пенсию преподавал технику судовождения в Мэйпорт. «Сегодня мы не премируем за то, что являемся хорошими мореплавателями, мы премируем за административные качества и качество приема различных инспекций», — сказал Хоффман. За «показуху» сказали бы у нас в России.

p0564vzr Американские моряки разучились крутить штурвал
Эсминец ВМС США Фицджеральд после столкновения с контейнеровозом / фото: BBC 
BR5TAM6TJJG7NCWSV4TZ7USRJI Американские моряки разучились крутить штурвал
У моряков было меньше минуты, чтобы убежать, когда морская вода ворвалась через массивную дыру в эсминце Фицджеральд после того, как 19 июня контейнеровоз врезался в правый борт военного корабля. Состояние внутренних помещений эсминца / фото: ВМФ США

Серия несчастных случаев и, в частности, происшествие 20 августа с эсминцем Джон Маккейн (USS John S. McCain) потрясла весь американский флот. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Скотт Свифт (Adm. Scott Swift) направил своим командирам письмо, в котором сообщил, что происшествия произошли при проведении «самых рутинных операций», The Navy Times приводит копию документа.

Дыра в борту эсминца ВМС США Джон Маккейн после столкновения с торговым судном / фото: life.ru

Начальник военно-морских операций Джон Ричардсон (John Richardson) дал команду приостановить операции ВМФ по всему миру, однодневная «пауза» была введена с целью вернуть флот в нужное русло. Тем не менее, многие действующие и бывшие офицеры говорят, что проблема восходит к 2003 году, когда военно-морской флот серьезно сократил первоначальную подготовку, полагая, что молодые офицеры просто получат недостающие знания в море. В то же время растущая зависимость ВМФ от технологий привела к разрушению базовых навыков мореходства, сетуют бывшие офицеры.

Ветераны американского флота активно выступают за возвращение к азам обучения мореходным дисциплинам для действующих офицеров флота. Каждый руководитель того или иного департамента, к кому бы активисты не обращались, отводит глаза и старается реагировать по принципу «моя хата с краю». Конкуренция и карьеризм заставляют офицеров бояться говорить о проблемах и создают атмосферу, где каждый сам за себя и для себя.

ТРЕНИРОВКА В КОРОБКЕ

В течение последних 30 лет все офицеры военно-морского флота начинали свою карьеру с прохождения курса по наземным операциям в Школе для офицеров Surface Warfare School в Ньюпорте, штат Род-Айленд, изучая теорию судовождения и руководства экипажем морских судов, своих будущих матросов в качестве командиров подразделений. Все изменилось в 2003 году, когда ВМС решили ликвидировать школу «SWOS Basic» и просто отправить офицеров флота в море, чтобы учиться в процессе прохождения службы. Сделано это было главным образом с целью экономии средств, что негативным образом сказалось на качестве подготовки моряков, — сказал отставной офицер ВМС США коммандер Курт Липполд (Cmdr. Kurt Lippold), бывший командир эсминца Коул, который подвергся атаке террориста-смертника в 2000 году в Йемене) изданию The Navy Times. Тем саамы в результате сокращения бюджетного финансирования, безопасность работы флота в море была поставлена под угрозу, что и выразилось в недавних трагических эпизодах.

800px-MV_Blue_Marlin_carrying_USS_Cole_cropped Американские моряки разучились крутить штурвал
Эсминец «Коул» транспортируется на судостроительную верфь в Паскагулу из Йемена в США, 31 октября 2000. / фото: wikipedia.org

После 2003 года каждому молодому офицеру был назначен курс из 21 компакт-диска для самостоятельного обучения непосредственно в море, в шутку называемый «SWOS в коробке». Молодые офицеры должны были проходить этот курс без инструкторов и в свободное время, где-то между выполнением своих непосредственных обязанностей на корабле, руководством подчиненным личным составом и получением необходимой квалификации.

Основная проблема здесь не на уровне офицерского звена отдельных кораблей, она глубже, она в головах руководителей соответствующих департаментов. Они робки, они не принимают конкретных решений, а проблема растет и принимает системный характер.

W2O2I2FQZZF6DN7Y6Z4LVNQCDU Американские моряки разучились крутить штурвал
Буксиры из Сингапура оказывают помощь эсминцу УРО Джон С. Маккейн USS John S. McCain (DDG 56), во время его перемещения на военно-морскую базу Чанги, Республика Сингапур, после столкновения с торговым судном Alnic MC к востоку от Малаккского пролива и Сингапура 21 августа (ВМС США / Мадайлейн Эбботт)

В последние годы произошел толчок в активизации обучения молодых офицерских кадров. Теперь существуют курсы для всех уровней офицеров ВМФ вплоть до командира корабля. Молодые офицеры сначала отправляются на свои корабли, а затем, спустя несколько месяцев, садятся за парту на девять недель. Увы, лишь несколько дней из них посвящены навыкам навигации и мореходства. Все остальное время направлено на изучение материально-технической стороны кораблей и обучение офицеров по специальностям. Затем они переходят к получению более продвинутых навыков, но это всё еще не то, что нужно морскому офицеру. Это еще только часть первоначального обучения.

Руководством ВМФ США было принято решение о всестороннем изучении причин столкновения эсминца Маккейн, в том числе пробелов в обучении офицеров, их индивидуальную подготовку и профессиональное развитие, включая школу Surface Warfare Officer School.

Ответственность военно-морского флота заключается в том, что молодые офицеры, не получившие необходимых навыком и опыта выходят в море. Такое положение дел ставит под сомнение, как заявляют американские чиновники от флота, превосходство и профессионализм ВМС США. В процессе обучения молодых офицеров часто пренебрегают даже обучением на симуляторе, что многие исследователи ставят во главу угла современных методов обучения морскому делу. Это помогает сократить бюджетные расходы и дать необходимые знания, умения и навыки молодому пополнению американских боевых кораблей.

Программе «Тренировка в коробке» («SWOS in box») скоро исполниться 15 лет, а это значит, что первые ее «выпускники» скоро приступят к самостоятельному руководству боевыми кораблями. Некоторым из них повезло служить среди профессионалов и быть под началом опытных наставников. Но чаще всего новый офицер просто «окунался» в рутину морских операций и времени на повышение своей квалификации просто не оставалось. В результате всего американские корабли сейчас «кишат» такого рода «недоучками», что негативно сказывается на безопасности судоходства.

Американский флот слишком много отдает на откуп новым технологиям. Одной из первых реакций на происшествия с эсминцами стала идея обратиться к военной промышленности, чтобы она разработала новые системы для более безопасной эксплуатации судов. И лишь немногие обратили внимание на системный кризис в обучении офицеров флота.

«Корабли не сели на мель! Один движущийся объект столкнулся с другим! Когда ты смотришь на радар, ты не смотришь в окно, а для моряка нет ничего важнее своих собственных глаз», — сказал Хоффман.

Деструктивным фактором стали для морских офицеров события в Ираке и Афганистане. До 2010 года многие офицеры военно-морского флота, которые должны были учиться своей работе, вообще не были на судах. В критические моменты своего профессионального развития они были отозваны со своих кораблей и отправлены в качестве советников и наставников простым солдатам и морпехам, сражающимся на земле.

Морской офицер настолько занят изучением боевых систем корабля, другими техническим вопросами, рутиной и т.д., что ему не всегда остается время на сон. Не случайно, отмечают эксперты, столкновения произошли в утренние часы. И если так будет продолжаться и дальше, то военно-морской флот США ждут новые происшествия с их кораблями.

Источник: Military Times

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновить

*