Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.

Солнечное утро пятницы, 21 сентября 1956 года, обещало стать еще более приятным для летчика-испытателя авиационного концерна Grumman Томаса Аттриджа-младшего, который собирался совершить испытательный полет над Атлантическим океаном.

33-х летний пилот истребителя F-11F Tiger ВВС США уже сидел за рычагами управления, готовый подняться в небо и закончить тяжелую неделю на мажорной ноте. Полетное задание на сегодня не содержало ничего особенного. Основной задачей была проверка авиационной пушки истребителя, предназначенной для ведения ближнего боя или т.н. «dog fight».

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.
Истребителя F-11F Tiger ВВС США

Герой нашей истории с 1942 года принимал активное участие в боях на Тихом океане в кабине истребителя Grumman F6F Hellcat из состава 21-го авиакрыла авианосца USS Belleau Wood (CVL-24). В июне 1944 года группа занималась воздушной поддержкой операций по зачистке территории острова Гуам, после чего была перенацелена для ударов по Палау и Филиппинам. Потом были Окинава, Формоза (Тайвань), Лусон, сражения над водами Филиппинского моря.

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.
Эскадрилья палубных истребителей Grumman F6F Hellcat.

Но вернемся в 1956 год. Война в район стрельбы над Атлантическим океаном, пилот истребителя стал плавно снижаться с высоты в 6000 метров, приготовившись отрыть огонь из 20-мм авиационной пушки Colt Mk.12. На высоте около 4000 м он отрыл огонь, израсходовав около 70 снарядов. После этого, включив форсаж, пилот пустил самолет в более крутое снижение и на высоте около 2 км произвел финальную очередь из пушки… и тут самолет словно что-то ударило, фонарь кабины пошел трещинами. Пилот прибавил скорость и лег на обратный курс в сторону «родного» аэродрома недалеко от Калвертона в штате Нью-Йорк. Удар он принял за столкновение с птицей, что было обычным явлением при полетах над океаном.

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.
20-мм скорострельная авиационная пушка Colt Mk.12, установленная на истребителе Douglas A-4K Skyhawk.

Диспетчеру летчик сообщил, что остекление кабины и наружной части правого двигателями имеют незначительные повреждения, больше его волновало падение мощности двигателя. Аттриджу пришлось снижаться. Каждый раз, когда он пытался добавить оборотов двигателю, тот рычал «как пылесос». Становилось понятно, что до полосы добраться он не сможет. В итоге, самолет не дотянул до бетонки около 700 метров.

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.
Истребитель F-11 Tiger из состава пилотажной группы ВВС США «Blue Angels». 1960-е.

Снеся несколько деревьев и правое крыло самолета, Аттридж проделал на своем F-11 борозду длиной в 100 метров. Топливо загорелось, готовое перекинуться на оставшийся боекомплект. Пилоту все-таки удалось выбраться из самолета ценой сломанной ноги и травмы позвоночника. Спасательный вертолет подобрал раненого пилота и доставил его в ближайший медицинский центр.

Дальнеейшее расследование показало, что в самолет попала никакая не птица, а снаряды калибра 20-мм, выпущенные из его собственной авиационной пушки! Боеприпасы были учебными, возможно, поэтому особых повреждений самолет не получил. Следователи насчитали три попадания в самолет. Один снаряд пробил остекление кабины пилотов, второй попал в двигатель, а третий пробил нос самолета.

Что же произошло?

В результате расследования выяснилось следующее. Начальная скорость снарядов составляла 76 м/сек. Их скорость в воздухе (начальная скорость полета плюс скорость самолета) составляла около 110 м/сек.

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.

Совокупная скорость должна была составить почти 320 км/ч, но из-за сопротивления воздуха, скорость их значительно снизилась. Самолет шел со скоростью около 1400 км/ч. Если бы самолет сохранил свой первоначальный курс, он бы прошел мимо трассы снарядов, но его крутое снижение привело к пересечению линии полета самолета и траектории полета снарядов. Таким образом, из-за высокой скорости самолета и движения его по более короткому пути, выпущенные снаряды потеряли часть своей начальной скорости и, летя по параболе, настигли самолет нашего героя.

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.
Остатки снаряда, извлеченного из двигателя истребителя

Рекомендуем: Российские самолеты «накрыли» встречу боевиков с американскими покровителями.

Факт данного происшествия был обнародован через 35 дней после инцидента. Несмотря на то, что пилоты назвали это происшествие стечением обстоятельств с вероятностью один на миллион, руководство ВВС посоветовало летчикам менять курс после проведения стрельб из скорострельной пушки, т.к. возросшие скорости реактивных самолетов могли стать предпосылкой повторения событий.

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.
Лунный модуль космического корабля «Аполлон-9»

Томас Аттридж продолжил работу с Grumman. Позже он станет руководителем проекта LEM-3 создания первого лунного модуля, рассчитанного на полет человека. «Паук» дали ему позывной астронавты космического корабля «Аполлон-9» во время своей миссии с 3 по 13 марта 1969 г. В качестве вице-президента Grumman Ecosystems, исследовательского направления материнской компании, Аттридж станет одним из создателей технологий, приведших к появлению цифровых фотокамер.

scale_600 Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.
Истребитель F-14 Tomcat ВМС США осуществляет пуск ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7M Sparrow, 1987 г.

P.S.

20 июня 1973 года Пит Первис, летчик-испытатель Grumman, вылетел из Калифорнии на истребителе F-14 Tomcat. Во время испытательного пуска ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7E «Sparrow», она поднялась вверх и пробила топливный бак самолета. Оба пилота успели вовремя катапультироваться и остались в живых.

Ставьте «лайки», присоединяйтесь к нам в Telegram!

Кликайте по рекламе… Вам полезно, а нам приятно:)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*