Карибский кризис: ход и основные события. Предисловие

В продолжение статьи «Анализ исторических исследований ряда авторов»

Статья-предисловие к нескольким другим, в которых мы постараемся проследить причины и предпосылки, ход и особенности Карибского кризиса, его последствий, а также дать современную оценку тех событий. Рассмотреть политический и военно-технической аспект проблемы.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:

  • рассмотреть и проанализировать последствия кубинской революции для США и СССР как одной из предпосылок последующих событий;
  • выявить причины и повод к развязыванию Карибского кризиса;
  • выявить и проследить влияние возможных скрытых факторов развязывания, кульминации и завершения событий октября-ноября 1962 года (человеческий фактор);
  • детально рассмотреть течение переговорного процесса о судьбе ракет на территории Кубы;
  • дать современную оценку событиям 1962 г.;
  • проследить перспективы силовой политики и возможности ядерного шантажа в современной структуре международных отношений.

Если не основным, то одним из наиболее значимых моментов советско-американских отношений стал Карибский кризис. Его исследованию посвятили свои работы огромное количество авторов, его развитие и последствия отражены в огромном количестве разного рода исторических источниках: от материалов дипломатической переписки и различных договоров, до свидетельств очевидцев и рассекреченных архивов.

Работа профессора, доктора исторических наук Боркова А.В. «Карибский кризис 1962 в свете источников. Сборник документов» представляет собой скрупулезный подбор документов по данной тематике. Источники представлены Архивом внешней политики Российской федерации, мемуарной литературой, газетными публикациями. От начала и до конца развития событий на Кубе прослеживается вся противоречивость и неоднозначность кризиса для мировой истории. В полной мере отражена хронология событий от возникновения авантюрного замысла в голове советского лидера вплоть до окончания переговоров в 1963 году. Сохранение орфографии и пунктуации оригиналов позволяет рассмотреть закулисную сторону общения, особенности психологической борьбы двух лидеров, двух систем.

Наличие профессионально подготовленного введения, комментариев и примечаний позволяет более достоверно интерпретировать сложный процесс дипломатической переписки и акцентировать внимание на особенностях государственных взаимоотношений в период обострения взаимного противостояния.

Наиболее информативны в этом плане следующие документы: Послание Председателя Совмина СССР Н.С. Хрущёва Президенту США Дж. Кеннеди 27 октября 1962 г., Послание Президента США Д. Кеннеди Председателю Совмина СССР Н. Хрущеву от 29-30 октября 1962 г. Данные тексты позволяют открыть закулисную стороны этапа выхода из кризиса, когда каждая из сторон не вполне самостоятельна в своих решениях.

Наиболее информативны и важны в исследовании данного вопроса – договоры, подписанные между СССР (Россией) и США по завершении Карибского кризиса. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан 1968 г. 190 государствами, из членов ООН договор не подписали только Израиль, Индия и Пакистан (вступил в силу в 1970 г. – ДНЯО). В нем сформулированы и закреплены основные положения о недопустимости «расползания» ядерных технологий.

В мая 1972 года во время первой встречи Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева и Президента США Р.Никсона в Москве были подписаны договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и 2 – 1979 г.) (закреплял потолок допустимых сил «ядерной триады», а также дальность действия развертываемых систем) и договор по противоракетной обороне (ПРО) (по подписанному в 1974 дополнительному протоколу количество покрываемых зон у обеих сторон сокращено до одной. США выбрали базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву).

Данные документы являются ярким примером наиболее конкретных решений вопроса стабильности в мире, т.к. в договорах определено конкретное количество разрешенного ядерного оружия всех видов. А договор СНВ-2 от 31 июля 1991 года отражает не только существующую ситуацию баланса сил, но и, как это не парадоксально, экономическую подоплеку переговоров 1991 года и всей «новой» России в целом. Договор не ратифицирован Конгрессом США.

В октябре и начале ноября 1962 г. события вокруг Кубинского ракетного кризиса доминировали на страницах одной из наиболее авторитетных и популярных газет The New York Times.

Выпуски от 23 – 29 октября 1962 г. посвящены событиям вокруг Кубы. Публикации сопровождают яркие заголовки. «США вводят военную блокаду Кубы на которой размещены наступательные ракеты. Кеннеди готов к советской истине» (23 октября 1962 г.) – опубликовано 18 минутное радио- и телеобращение Президента США с комментариями The Times о наступленни критического момента Холодной войны и готовности на прямую конфронтацию. Издание последовательно освещает ход переговорного процесса (от 26,28 октября), а также обострение ситуации в Карибском море (от 24 октября 1962 г.). Особенности переговоров, отказ США увязывать ракетные базы на Кубе и аналогичные американские в Турции (от 28 октября), окончание кризиса ознаменованное статьей с заголовком «США и Советы достигли соглашения по Кубе. Кеннеди принимает обещание Хрущева убрать ракеты под контролем ООН»

Статья от 3 ноября 1962 года представила читателю ретроспективу событий вокруг Кубы «Кубинский кризис. Обзор шаг за шагом»

Ряд публикаций говорит об общественном мнении, настроении, статья отставного Госсекртаря Дина Раска (Dean Rusk) «Запасной план Кубинского кризиса» («Fallback Plan in Cuba Crisis»), отражает весьма интересную и нетривиальную точку зрения о существовании у Кеннеди идеи любых уступок Москве в случае отказа убрать войска с Кубы с целью избежать войны (статья опубликована лишь в 1987г.)

Статья Ричарда Бернштайна (RICHARD BERNSTEIN) «Новый взгляд на Кубинский ракетный кризис» («New Light on Cuban Missile Crisis») 14 октября 1987 г. . Автор берет интервью у ряда бывших помощников НСХ в том числе Федора Бурлацкого. Лейтмотивом работы стало акцентирование читателя на авантюрности размещения ракет на Кубе. Отсутствие четкого понимания возможность реакции со стороны США.

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела — это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

Рассел известен во всем мире как крупный философ — глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения.

Одним из важнейших этапов в деятельности Рассела стало вмешательство в ход Карибского кризиса. В посвященной истории Карибских событий книге «Победа без войны» политическую подоплеку кризиса ученый характеризовал как противозаконный характер американской блокады Кубы. Правительство же Кубы, по его мнению, не предприняло никаких противоправных действий в отношении США. Причина американских претензий, отмечал Рассел, заключалась исключительно в том, что Белому дому пришлось не по душе новое кубинское руководство, которое поставило главной своей задачей спасение тысяч своих соотечественников от голодной смерти. Новый режим на Кубе означал бы, по словам Рассела, резкое снижение доходов американских миллионеров.

Оценивая роль СССР в конфликте, Рассел подчеркивал: «Вопрос о том, на самом ли деле размещали русские свои ракеты на Кубе или нет, в значительной степени менее важен, нежели действия, предпринятые президентом (США-прим.), так как ракеты размещались к тому моменту уже по всему миру. Однако именно политика сочетания военной блокады с угрозой ядерной войны поставила человечество на грань гибели». Поэтому Рассел целиком и полностью возлагал вину на президента США Джона Кеннеди, который, по словам ученого, дошел до того, что открыто угрожал СССР ядерным нападением в случае, если русские не примут его условий.

Его симпатии и антипатии во время Карибского кризиса зависели исключительно от действий конкретных политических лиц на фоне реальной ядерной угрозы.

Он вел интенсивную переписку с Джоном Ф.Кеннеди и Н.С.Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта. Эти письма, а также письма к главам других государств мирового сообщества были опубликованы в сборнике «Победа без оружия» («Unarmed Victory»)

В статье капитана 1-го ранга в отставке Виктора Любимова «Военная разведка и Карибский кризис» опубликованной в журнале «Военный парад» за март-апрель 1998 года рассматриваются военно-политические причины и предпосылки Карибского кризиса, а также участие офицеров Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС (сегодня, Главное управление ГШ ВС) в его урегулировании. Основной причиной размещения ракет на Кубе автор называет необходимость ответа на провокационные действия США начала 1960х гг., а также поступающие разведывательные сводки в частности – май – июнь 1960 года, когда ценнейший источник ГРУ Мюрат передал в Москву «План ядерного удара» по СССР и странам народной демократии – «SAKER’s atomic strike plan №110/59 by 16.11.59» и февраль-май 1962 года дополнительно ряд особо важных документов, среди которых были новый «План ядерной войны №200/61» и «Перечень целей для нанесения ядерных ударов на территории СССР и стран народной демократии». Всего было намечено 696 целей. Основное внимание он уделяет деятельности советского резидента в Вашингтоне полковника ГРУ Георгия Никитовича Большакова.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновить

*