Тяжелый атомный авианесущий крейсер «Ульяновск»

Атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.7, седьмой по счету из «Кречетов» — серии советских авианесущих крейсеров, он же «заказ № 107» для Черноморского судостроительного завода. В истории отечественного флота 1143.7 чаще всего упоминается по имени, данном ему при закладке. Назвали корабль в честь небольшого города, в котором век с лишним назад родился создатель страны, служить которой был призван крейсер.

Этому поспособствовал и скоропостижный конец корабля. Хотя крейсер занимает особое место в истории отечественного ВМФ — это не только первый отечественный «настоящий авианосец» — с катапультами для самолетов, но и крупнейший военный корабль, когда-либо заложенный в России.

Задание на разработку нового корабля было выдано Невскому проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) в декабре 1984 года. Проект 1143.7 стал логичным венцом развития советских авианесущих кораблей. Был пройден долгий путь от противолодочного крейсера-вертолетоносца проекта 1123 типа «Москва», через «Киевы» (проекты 1143.¼) — оснащенные сквозной полетной палубой носители самолетов вертикального взлета и посадки, и «Риги» (проекты 1143.5/6, после достройки — «Адмирал Кузнецов» и «Варяг») с трамплинами. Несмотря на возможность базирования на кораблях проектов 1143.5/6 обычных истребителей, трамплинная схема накладывала на самолеты высокие требования по тяговооруженности. Для базирования сбалансированной авиагруппы, включающей в себя, в частности, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), было необходимо оснастить корабль катапультами.

Реактор достался кораблю практически готовым. Работа над отечественной катапультой проходила гораздо длительней и драматичней. Научно-производственное объединение «Пролетарский завод» совместно с Невским ПКБ занималось этой темой с середины 70-х годов. Известный крымский центр НИТКА строился во многом именно под нее. К концу 80-х удалось создать полностью рабочую и готовую к установке на корабль катапульту «Маяк».

Схема расположения авиационной группировки на палубе корабля

В списки ВМФ СССР корабль был занесен 4 октября того же года. Строительство шло по графику, корабль планировали спустить на воду в 1992 году. После достройки, дооборудования и испытаний в 1995−96 годах корабль должен был быть передан флоту. Однако вмешались обстоятельства непреодолимой силы…

В ноябре 1991-го прекратилось финансирование строительства. Корабль был исключен из состава еще советского ВМФ.

«Ульяновск» и сам оснащался мощным вооружением: 12 противокорабельными сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Гранит» (в ряде источников — 16, однако на сохранившихся макетах и чертежах видны 12 пусковых установок). Ракеты П-700 с ядерными или проникающими фугасными боевыми частями имеют дальность более 550 км при высотной траектории полета.

Источник: defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновить

*