Окончание Карибского кризиса. Основные проблемы выхода из кризисной ситуации.

Основная проблема послевоенного устройства мира заключалась в переделе собственности, так называемом земельном вопросе. Или проще говоря…кто кого закопает. Единственным уроком, который вынесли из этого конфликта две сверхдержавы – это то, что воевать с друг другом они могут только чужими руками. Полигоном новой доктрины стала Африка, а апогеем Ангола*.

Хрущев требовал от американского президента отказаться от планов вторжения на Кубу, от реализации того, что по терминологии американских военных называлось планом «Мангуста. «Тогда, заверял первый секретарь ЦК КПСС американского президента, — будет стоять иначе и вопрос об уничтожении не только оружия, которое Вы называете наступательным, но и всякого другого оружия».1

Ключевая проблема состояла в качестве оружия, которое находилось на Кубе. США считали его наступательным, Хрущёв же напротив – оборонительным. Был ли это тактический ход, направленный на ослабление возникшей ситуации, или же Хрущёв действительно не понимал этого, мысля стереотипами ВОВ: «…наступать этими ракетами, даже ядерными ракетами мощностью 100 мегатонн, нельзя, потому что наступать могут только люди, войска. Без людей любые средства, какой бы мощности они не были, не могут быть наступательными».2

В тех условиях, когда мир оказался поставлен на грань войны, советской руководство предприняло немыслимый для нормальной дипломатической практики шаг. Для того, чтобы практически немедленно довести советскую точку зрения до США, 27 октября по московскому радио, по обычной радиовещательной сети в 17 часов по московскому времени было передано послание Председателя Совмина СССР Н. С. Хрущева Президенту США Дж. Кеннеди. Копия этого послания была направлена Генеральному секретарю ООН У Тану. Из послания Хрущева следовало, что каждая сторона — и СССР и США должны дать гарантии уважать неприкосновенность границ и суверенитета Турции и Кубы и удерживать от попыток интервенции третьих стран.

Вечером того же 27 октября из Вашингтона было отослано послание Президента США Дж. Кеннеди Председателю Совета Министров Н. С. Хрущеву. Американская сторона также пошла на нарушение обычной практики. Текст послания в тот же вечер был передан прессе. Причина была та же, что и в радиообращении Хрущева — ускорить время передачи, сократив долгий процесс зашифровки и расшифровки дипломатических телеграмм. Кеннеди писал: «Я прочел Ваше письмо от 26 октября (хотя, по сути, о был ответ на два послания — от 26 и 27 октября. Но такая форма позволила уйти от прямого разговора о ракетах в Турции, позволяла уйти от обвинений в уступчивости США, сделанных под давлением СССР) с большим вниманием и приветствую заявление о Вашем стремлении искать быстрого решения проблемы. Однако первое, что необходимо сделать, — это прекращение работ на базах наступательных ракет на Кубе и вывод из строя всех видов оружия, находящегося на Кубе и имеющего наступательный характер, под эффективным наблюдением Организации Объединенных Наций»3.

В течение последних дней октября весь ядерный боекомплект был загружен в сухогруз «Архангельск» и 1 декабря, в 13 часов, «Архангельск» ушел в Североморск.

Советский транспорт с ядерными боеголовками

Подводя итоги этому беспрецедентно острому противостоянию двух ядерных держав после Второй мировой войны, едва ли не приведшему мир к угрозе ракетно-ядерной войны, сделаем следующие выводы:

Конфликт развивался по логике холодной войны, предполагавшей конфронтацию между СССР и США в любой точке мира. Особенность кубинского кризиса состоит, в значительной мере, в том, что на вооружение американской и советской армий стали поступать новые виды вооружений, которые прежде существовали только в опытных образцах — ракеты с ядерными боеголовками всего набора радиусов действий — стратегические, средней дальности и тактические…

Американский патрульный самолет сопровождает советский транспортный корабль во время блокады Кубы

США и СССР считали себя двумя сторонами конфликта. Выяснилось же, что Куба — это не только место конфликта, но и неожиданный — и для СССР, и для США — его участник. Кастро провоцировал обострение конфликта между СССР и США, одновременно дав 26 октября указание своим ПВО сбивать американские ракеты и предупредив СССР о неизбежности нападения американцев на ракетные базы в течении ближайших 48 часов.

Поиск путей выхода из сложившегося положения был делом трудным и длительным. Несогласованность по вопросам контроля за вывозом ракет, требования инспекции американской стороной, стремление Кубы любыми методами не допустить империалистов на свою территорию, направленность кубинского руководства на новое обострение отношений США-Куба-СССР, нежелание американцев рассматривать вопрос о ликвидации приграничных к территории СССР баз – всё это тормозило и без того медленной течение переговоров. Выход всё же был найден, однако последствия его были столь же противоречивы неоднозначны, как и сам процесс мирного урегулирования.

Источники:

  1. Борков, А.В., Карибский кризис в свете источников (сборник документов), Н.Н., ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 1999 г., с.20.
  2. Там же, стр.20.

3.Там же, стр.28.

Читайте также другие материалы на тему Карибского кризиса

* Республика Ангола (Republic de Angola), государство в Юго-Зап. Африке. 1246,7 тыс. км2. Население ок. 10,9 млн. человек (1993).

В 1961 восстание в Луанде под руководством Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА; основано в 1956) положило начало вооруженной освободительной войне. После революции в Португалии (апрель 1974) португальское правительство заключило соглашение с руководством национально-освободительного движения о предоставлении Анголе независимости. В ноябре 1975 провозглашена Народная Республика Ангола — (название страны до августа 1992, затем Республика Ангола). СССР посылает в Анголу «военных советников». С 1980 Ангола подвергалась вооруженным вторжениям со стороны ЮАР. В 1991 введена многопартийная система. Несмотря на подписанные в мае 1991 в Лиссабоне между представителями правительства Анголы и противоборствующей группировкой Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА) соглашений о мирном урегулировании, в стране сохраняется нестабильная политическая ситуация.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновить

*