Как американцы украли советский боевой вертолет

11 июня 1988 года США начали операцию по эвакуации из Чада брошенного ливийской армией советского ударного вертолёта Ми-24 — машина осталась в пустыне африканской республики после неудачного приземления. Американцы решили увезти вертолёт за океан, чтобы обучать пилотов летать на «вражеской технике», однако сильно рисковали: Ми-24 нужно было забрать примерно в 100 км от границы спорной территории рядом с Ливией. 

Эвакуацию Ми-24 из пустыни на аэродром в Чаде проводил тяжёлый военно-транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook. Перевозка советской машины осуществлялась под покровом темноты во время песчаной бури. CH-47 преодолел 900 км, осуществив одну дозаправку в воздухе.
Холодная война близилась к завершению, но США продолжали охотиться за образцами советской военной техники. Ми-24 стал первым ударным вертолётом на Европейском континенте. Его серийный выпуск стартовал в 1971 году, а в 1980-е начались масштабные экспортные поставки.
Экипаж CH-47 не упустил возможности сфотографироваться на фоне советского вертолёта. На изображении видно, что машина, несмотря на более чем годовое пребывание в пустыне, выглядит вполне боеспособно.
Приказ об эвакуации Ми-24 получили военнослужащие Форта Кэмпбелл (авиабаза в штате Кентукки). Перед отправкой в Африку экипаж CH-47 Chinook тренировался, перевозя резервуары с 500 галлонами воды. Подготовка к операции в Чаде проходила в режиме секретности.
Ми-24 был оставлен терпевшей поражения ливийской армией в апреле 1987 года. США попросили правительство Чада позволить забрать советский вертолёт. Переговоры продолжались несколько месяцев и завершились в мае 1988 года.
21 мая 1988 года президент Рональд Рейган подписал указ о подготовке операции Operation Mount Hope III. Время пребывания в Чаде американских военных было ограничено 67 часами. Власти республики отказались предоставлять им гарантию безопасности.
Два тяжёлых вертолёта CH-47 были доставлены в Чад транспортным самолётом Lockheed C-5 Galaxy. В момент выполнения операции американские вертолёты сопровождали французские истребители Mirage F1. (В Чаде размещался военный контингент Франции).
Американцы достаточно сильно рисковали: Ми-24 нужно было забрать примерно в 100 км от полосы Аузу, спорной территории вдоль границы с Ливией. К тому же CH-47 никогда не выполнял подобные миссии. Чтобы избежать форс-мажора, США отправили в Чад два транспортных вертолёта.
Заправку CH-47 в процессе полёта осуществил транспортный самолёт Lockheed C-130 Hercules. После приземления в международном аэропорту N’Djamena Ми-24 был погружен на борт C-5 Galaxy.

Источник: rt.ru

Фото: US Army

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновить

*