Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1

Бертран Артур Уильям Рассел родился 18 мая 1872 г. в старинной английской аристократической семье. Его отец, виконт Эмберли, был третьим сыном Джона Рассела, лидера вигов и британского премьер-министра в 1846-1852 и в 1865-1866 гг.

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела — это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

bertrand-russell Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1
Бертран Рассел

Рассел известен во всем мире как крупный философ — глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма1, как автор двухтомной «Истории западной философии»2, как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955 г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна — Рассела. Рассел писал, что с детства видел перед собой две основные жизненные цели: «Я, с одной стороны, хотел выяснить, возможно ли познание, а с другой — сделать все что в моих силах для создания более счастливого мира»3. И если до 38 лет жизнь Бертрана Рассела была подчинена решению первой задачи, то с годами для него, как он отмечал, «не оставалось больше ничего, что я мог бы сделать для доказательства несомненности математического познания. Затем началась первая мировая война, и все мои мысли сосредоточились на человеческом страдании и безумии»4.

Russell_Manifest Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1
Рассел оглашает Манифест Рассела — Эйнштейна. Лондон, 9 июля 1955 года. Источник: wikipedia.org

1 марта 1954 г. на атолле Бикини в Тихом океане США провели очередные испытания водородной бомбы. Рассел считал, что эта акция явилась преступлением против человечества и продемонстрировала миру весь масштаб нависшей над ним ядерной угрозы. Впоследствии, отвечая на обвинения своих критиков в несоциологичности его трудов по ядерным проблемам, Рассел заявлял: «Раньше я занимался различными социологическими проблемами… но испытания на Бикини 1 марта 1954 г. убедили меня в том, что сейчас нет времени для долгих рассуждений и что для спасения человечества необходимо действовать более решительно и быстро… Ведь если вы увидите, как кто-то бросает горящие спички на складе тротила, вы поспешите остановить его, не дожидаясь выхода в свет планов по широкомасштабной социальной реформе»5.

Реакцией Рассела на испытания в Тихом океане стало его рождественское радиообращение «Угроза человечеству» в 1954 г. Он получил в ответ на него огромное количество откликов, писем, звонков. Был организован ряд встреч Рассела с представителями британской общественности. «Я наслаждался… встречей со множеством дружелюбных людей — видных фигур в литературной и политической жизни, чьей деятельностью я всегда интересовался, но с кем никогда до той поры не имел шанса обсудить различные вопросы»6, — вспоминал он. Но, выступая на собраниях в кругу соотечественников, Рассел постепенно начал осознавать, что, во-первых, все это только разговоры, а во-вторых, ядерная угроза слишком серьезна, чтобы проблему такого масштаба обсуждать в сугубо национальных рамках.

Именно тогда он решил составить текст заявления, которое подписали бы известные и уважаемые ученые как из капиталистических, так и из социалистических стран. Подобное заявление, считал он, могло бы стать призывом к будущим решительным действиям. Но прежде чем взяться за составление текста, Рассел решил написать письмо крупнейшему физику XX в. Альберту Эйнштейну, еще в 40-е годы неоднократно выступавшему против применения ядерного оружия, чтобы выяснить, что тот думает о подобном плане. Эйнштейн встретил идею Рассела с энтузиазмом, но ответил, что сам он, к сожалению, вряд ли сможет оказать реальную помощь, так как тяжело болен, однако подписать будущий расселовский текст согласился. Заодно он сообщал имена нескольких известных ученых, которые, по его мнению, тоже поддержат данное предложение. Воодушевленный Рассел составил текст и послал его Эйнштейну. Известие о смерти великого ученого застало Рассела 18 апреля 1955 г. в самолете, во время перелета из Рима в Париж.

Подпись Эйнштейна еще вовсе не означала успеха дела. Большинство других ученых, в частности великий датский физик Нильс Бор, к которым Рассел обращался с просьбой подписать заявление, даже не удостоили его ответом. В июне Рассел все же решил обнародовать текст заявления и обратился за помощью к редактору журнала «Обсервер».

Получивший название «Манифест Эйнштейна — Рассела» был обнародован 9 июля 1955 г. Выступая на открытии пресс-конференции, Рассел говорил: «Ни одна из сторон не может рассчитывать на победу в такой (ядерной) войне… существует реальная угроза гибели человечества от пыли и осадков из радиоактивных облаков. Однако ни общественность, ни правительства государств мира этой опасности в полной мере не осознают. В нашем документе подчеркивается, что один лишь согласованный запрет на ядерное оружие… не станет окончательным решением проблемы, поскольку данные виды оружия все равно будут производиться и использоваться в случае масштабной войны, несмотря на предыдущие соглашения… Единственная надежда для человечества — это покончить с войнами»7. Призыв к этому и составлял главную цель Манифеста Эйнштейна — Рассела.

Рассел предвидел, что гонку вооружений остановить будет крайне сложно и на каждом новом витке будут появляться все более смертоносные виды оружия. Однако, считал он, согласованные действия ученых — людей, лучше других понимающих последствия ядерной катастрофы, могут немало способствовать выработке нового мышления — как на уровне глав правительств, так и на уровне простых людей всего мира.

В октябре 1956 г. мир потрясли два трагических события: подавление восстания в Венгрии и Суэцкий кризис. Хотя Рассел осознавал неизбежность утраты Британией своих позиций колониальной державы, Суэцкий кризис он воспринял особенно драматично, назвав его одной из причин, по которой было сорвано проведение намеченной на 1957 год конференции ученых в Индии.

img1951664_Voennyie_karabli_v_Suetskom_kanale Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1
Вид на Суэцкий канал

Второй серьезной проблемой, помешавшей проведению конференции по разоружению, стала нехватка денежных средств. Рассел и его сподвижники не хотели, чтобы конференция была скована догмами какой-либо авторитетной организации. Задача же найти организацию или частное лицо, которые согласились бы финансировать конференцию, не претендуя при этом ни на какое влияние на ее ход и цели, казалась непосильной. Рассел уже совсем было отчаялся, как вдруг получил письмо от своего приятеля Сайруса Итона, американского промышленника, одного из руководителей Кливлендской финансовой группы, который не только готов был предоставить деньги, но и предлагал помочь организовать первую конференцию в своем родном городке Пагуош в Канаде. Еще несколько ученых-энтузиастов взяли на себя организационные вопросы, и в июле 1957 г. конференция начала свою работу.

Сам Рассел не смог принять в ней участия, так как был в то время серьезно болен. На конференцию прибыли 22 ученых различных специальностей из СССР, США, Австрии, Австралии, Великобритании, Канады, Китая, Польши, Франции и Японии. Заседания проводились одновременно на английском и русском языках. Конференция продемонстрировала реальность сотрудничества ученых не только различных научных и политических взглядов, но и принадлежавших к противоположным идеологическим лагерям.

Конференция получила название Пагуошской, а движение сторонников мира, которое она инициировала, стало называться Пагуошским движением. В ходе первой конференции были учреждены три комиссии: по исследованию опасности использования атомной энергии; по контролю за использованием ядерного оружия, сформулировавшая основные цели разоружения, впоследствии детально обсужденные на дальнейших конференциях; по составлению свода общественных обязанностей ученых. «Первая Пагуошская конференция опубликовала заявление, которое было официально поддержано Академией наук Советского Союза, тепло принято в Китае, но значительно менее широко и не сразу оглашено на Западе»8, — отмечал Рассел.

Вслед за первой конференцией последовали две другие — вторая Пагуошская конференция весной 1958 г. в Канаде и третья в сентябре того же года в Австрии, в Китцбюхеле. «Наиболее очевидным достижением Пагуошского движения, — писал Рассел, — стал вывод… о необходимости заключения договора о частичном запрещении ядерных испытаний, распространявшемся на наземные ядерные испытания в мирное время. Я лично до сих пор не удовлетворен этим частичным запретом»9.

Человек, страстно увлекавшийся, но также быстро охладевавший к своим проектам, Рассел вскоре пришел к выводу о том, что решения, принятые на конференциях ученых, малоэффективны и имеют малое влияние на реальное развитие внешнеполитических событий, уже с конца 50-х годов он стал отходить от Пагуошского движения.

Рассел искал новые, более эффективные формы воздействия как на общественное мнение, так и на политику правительств. Первая половина 1957 г. ознаменовалась целой серией его выступлений на Би-Би-Си*. Он решил, что обязан что-либо сделать, чтобы убедить хотя бы минимальное количество здравомыслящих людей вмешаться в политику двух великих держав — России и Америки. Ему казалось, что они слепо, но уверенно мчатся к гибели.

Важным этапом в деятельности Рассела стала его переписка с первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым и госсекретарем США Дж.Ф. Даллесом. В ноябре 1957 г. Рассел обратился к лидерам двух великих держав — Хрущеву и американскому президенту Дуайту Эйзенхауэру — с открытым письмом, в котором заострял их внимание на основных проблемах текущей внешней политики. Как отмечал редактор журнала «Нью стейтсмен», единственного периодического издания, опубликовавшего ответы и Хрущева, и Даллеса**, Кингсли Мартин, «он (Рассел) правильно выбрал время… именно осенью 1957 г. всем стало очевидно, что сегодняшние антивоенные настроения вызваны в первую очередь не пацифизмом или коммунизмом, а как нельзя более естественным инстинктом самосохранения»10. Основной целью открытого письма Рассела от 23 ноября 1957 г. было его стремление убедить обоих политиков в том, что их общие интересы гораздо важнее их разногласий.

1971_09_11-04-01_1-e1489847095563 Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1
Хрущев Никита Сергеевич

Рассел писал, что для людей всей планеты — вне зависимости от их политических убеждений — основной заботой должно стать выживание человечества: «Ядерная война не принесет победы ни одной из сторон, а лишь уничтожит и ту, и другую». Стремление к мировому господству — будь то к военному или к идеологическому, подчеркивал он, занимало умы многих людей в прошлом и неизменно заканчивалось трагедией.

Ученого тревожило распространение ядерного оружия еще и потому, что это, считал он, неизбежно приведет к международной анархии. Ведь каждое государство стремится к лидерству, к тому, чтобы диктовать миру свои собственные условия. А ядерное оружие, предостерегал Рассел, — хороший шанс продемонстрировать свою силу и вовремя пригрозить. «Если бы все независимые государства возглавлялись правителями, обладающими хоть каплей здравого смысла, от шантажа их удерживал бы страх, что их граждане тоже погибнут», — подчеркивал он. Однако опасность заключается в том, писал он, что бразды правления той или иной страной время от времени попадают в руки безумцев, таких, например, как Гитлер. Именно поэтому СССР и США необходимо достичь соглашения, предотвращающего дальнейшее распространение ядерного оружия. К тому же на гонку вооружений тратятся и в СССР, и в США колоссальные средства. Если же гонка вооружений не будет приостановлена, населению этих стран, предупреждал он, останутся лишь самые ничтожные средства к существованию, а учебная программа школ и университетов пропитается духом ненависти и страха.

Востоку и Западу нужно научиться взаимному уважению, подчеркивал Рассел, угроза силой навсегда должна покинуть внешнюю политику. Первым же конкретным шагом, по его мнению, могла бы стать встреча лидеров двух держав.

Первым на письмо Рассела откликнулся Хрущев. Его ответ был опубликован в «Нью-стейтсмен» 21 декабря 1957 г. Хрущев всячески поддерживал инициативу Рассела и выражал надежду, что горячее стремление последнего к улучшению международных отношений встретит поддержку также и у лидеров других стран. Ответ Даллеса, опубликованный 8 февраля 1958 г., был выдержан в менее оптимистических тонах. В то время как политика США базируется, по его словам, на моральных принципах, отвергающих любую войну, кроме оборонительной, коммунисты открыто демонстрируют насилие. Пример тому — события в Финляндии, Корее, в Восточной Европе, и в частности в Венгрии. По мнению Даллеса, мир разделен на два лагеря — это христиане, оберегающие мир от темных сил, и темные силы, несущие зло, представленные прежде всего коммунистами. «Безусловно, живи мы в мире слов, мы смогли бы расслабиться под мелодию колыбельной господина Хрущева», — иронически замечал Даллес. Сотрудничество же с СССР, считал он, станет возможным лишь в том случае, если изменится коммунистическая идеология.

Второе письмо Хрущева Расселу, фактически явившееся откликом на заявления Даллеса, было выдержано уже в значительно более резких, нежели первое, тонах.

В ответах Хрущеву и Даллесу Рассел благодарил их за внимание к его идеям, но с сожалением констатировал, что высказанные ими позиции еще раз подтвердили неготовность обоих политиков к сближению. Хрущев и Даллес, словно два рьяных фанатика, не понимали, что любая война может обернуться гибелью всего человечества. Рассел взывал к их разуму: «Мы все в опасности, в смертельной опасности… В сравнении с этой опасностью все другие проблемы неважны… Я не предлагаю, чтобы борьба между коммунистами и антикоммунистами закончилась. Я предлагаю лишь, чтобы эта борьба не велась военными методами»11.

Продолжение: Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 2.

Источники:

  1. Анатолий Докучаев, Независимое военное обозрение. 18 октября 2003.
  2. Василий Христофоров «Есть материалы, которые не будут рассекречены никогда» / Версия для печати // режим доступа: World Wide Web. URL: http:www.fsb.ru.
  3. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991.
  4. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
  5. Russell В. The Authobiography of Bertrand Russell, v. 3. Toronto, 1970, стр.318.
  6. Там же, стр. 319.
  7. Там же, стр. 375.
  8. Russell В. The Authobiography of Bertrand Russell, v. 3. Toronto, 1970, стр.90.
  9. Там же, стр. 125.
  10. Там же, стр. 107.
  11. Там же, стр. 107.

* «Бритиш Бродкастинг Корпорейшен» (British Broadcasting Corporation — BBC), британская радиовещательная корпорация. Основана в 1927, Лондон. Ведет радиопередачи по 5 программам (поп-музыка, музыкально-развлекательная, культурно-просветительная, информационная, образовательно-спортивная); с 1936 осуществляет и телепередачи по 2 каналам (общего профиля и культурно-просветительного). Иновещания (Всемирная служба Би-Би-Си) с 1932 круглосуточно на английском и 36 иностранных языках (в т. ч. с 1947 на русском языке 8 ч в сутки). Корпункт в Москве.

** Впоследствии эти письма были изданы отдельной книгой. Russell В. The Vital Letters of Russell, Khrushchev, Dulles. London, 1958.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновить

*