Анализ исторических исследований ряда авторов

В продолжение статьи «Противостояние США и СССР в 60-е годы ХХ века. События и люди«.

Предлагаю Вам, уважаемые читатели, обратить внимание на ряд документов и работ, которые отражают степень накала в отношениях двух сверхдержав.

Доклад Национального совета по разведке США (НСР) «Военная сила и будущее»

Представлен на конференции Inaugural NIC 2020 Conference 6 ноября 2003 года. В работе рассматриваются возможности развитии военно-политических тенденций до 2020 года. НСР – Организация, которая оказывает огромное влияние на формирование внешнеполитической доктрины США, имеет полное право на доверие в своей аналитической работе.

В работе обсуждаются:

1) потенциальные основания для применения военной силы до 2020 года;

2) роль международных организаций в принятии решений о применении силы;

3) изменение норм международного права, регулирующих применение силы и влияние этих норм;

4) влияние технологических перемен;

5) реакция стран мира на применение силового потенциала Соединенными Штатами и другими государствами.

Основные аргументы сводятся к тому, что изменения, которые можно реально оценить сейчас, не приведут к радикальным переменам по сравнению с теми нормами, которые возникли в течение десяти последних лет. Вместе с тем, такое развитие событий, которое может привести к значительному изменению сложившихся подходов, абсолютно возможно. Большинство из важнейших изменений прошлых лет было трудно, если вообще возможно, предсказать заранее.

НСР США является основным консультационным органом Президента США по вопросам разведки и национальной безопасности. Его создание в 1950е, наряду с последующим образованием в структуре Министерства Обороны США агентства по перспективным научным проектам DARPA (Defence Advanced Research Project Agency) (после запуска первого искусственного спутника Земли Советским Союзом) определило всю последующую внешнеполитическую линию поведения США – ведение кибер-информационных войн, политико-технологических закулисных интриг, непосредственное силовое воздействие до прямой интервенции направленной на достижение всеобъемлющего доминанта США в мире.

Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации «Обзор внешней политики Российской Федерации»

Отражает наиболее современные тенденции в вопросах международных отношений. Являясь правопреемником МИД СССР МИД РФ сохранил в структуре своей деятельности основные принципы советской дипломатической школы, институты, ведомства и организации. В результате постепенно восстанавливаются равновесие и конкурентная среда, которые были утеряны с окончанием «холодной войны». Предметом конкуренции, которая приобретает цивилизационное измерение, становятся ценностные ориентиры и модели развития. При всеобщем признании фундаментального значения демократии и рынка как основ общественного устройства и хозяйственной жизни их реализация принимает различные формы в зависимости от истории, национальных особенностей и уровня социально-экономического развития государств.

Наряду с позитивными изменениями сохраняются и негативные тенденции: расширение конфликтного пространства в мировой политике, выпадение проблематики разоружения и контроля над вооружениями из глобальной повестки дня. Под флагом борьбы с новыми вызовами и угрозами продолжаются попытки создания «однополярного мира», навязывания другим странам своих политических систем и моделей развития при игнорировании исторических, культурных, религиозных и других особенностей развития остального мира, произвольного применения и толкования норм и принципов международного права.

В процессе подготовки данного Обзора был проведен ряд мероприятий, перечень которых дан в приложении в Обзору. Например: Совещание послов и постоянных представителей Российской Федерации 27 июня 2006 г. с участием Президента Российской Федерации; Заседание Научного совета при Министре иностранных дел Российской Федерации 10 ноября 2006 г. на тему «О подготовке Обзора внешней политики России», с участием руководителей академических институтов, ведущих ученых и политологов, представителей гражданского общества; Саммит «Большой восьмерки» 15-17 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге; Всемирный саммит религиозных деятелей 3 июля 2006 г. и т.д.

В работе отражены основные аспекты внешней политики России исходя из современной действительности государства и исторических перспектив его развития.

Многосторонняя дипломатия: участие России в деятельности ООН (недавние новости лично нас повергли в шок), участие России до недавнего времени в «Группе восьми», международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами, разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение, урегулирование конфликтов, кризисное реагирование, межцивилизационный диалог.

Географические направления внешней политики: пространство СНГ, Европа, США и Канада, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Северная Африка, Африка, Латинская Америка и Карибский бассейн.

Гуманитарное направление: правозащитная проблематика, защита интересов соотечественников за рубежом, консульская работа, сотрудничество в области культуры и науки

Ресурсное обеспечение внешней политики: диверсификация внешнеполитического инструментария, межрегиональное и приграничное сотрудничество, информационное обеспечение внешней политики, внешнеполитическая координация.

Сергей Михайлович Рогов «Советский Союз и США: поиск баланса интересов».

Приоритетное направление в своей работе он отдаёт изучению планов американского правительства развязать войну против СССР, путём нанесения неожиданного ядерного удара. Огромный научный интерес представляет прослеженная им эволюция тактики и стратегии нанесения «неприемлемого удара» по стратегическим объектам на территории СССР средствами американских сил ядерного сдерживания (СЯС).

Группа авторов под общей редакцией Никонова Алексея Дмитриевича «Гонка вооружений: причины, тенденции, пути прекращения».

Хотя события, рассматриваемые в данном исследовании, относятся к более поздним этапам советско-американских отношений, данное собрание статей помогает создать относительно полную и ясную картину по данной тематике. Методы, тенденции и пути, по которым наращивала свою силу «гонка вооружений», как во времена Хрущёва и Эйзенхауэра (потом Кеннеди), так и во времена Андропова (потом Горбачёва) и Рейгана оставались прежними, менялась лишь техническая база. Ярким примером чего и стал кризис.

Генерал-полковник Волкогонов, «Семь вождей»

Проследил цепь событий, которые побудили Хрущёва установить ракеты на Кубе. Автор подчеркивает, как глуп и необразован в вопросах стратегического оружия оказался советский лидер. Когда мир стоял на грани войны, он «поучал» капиталистический мир.

На наш взгляд, говоря о путях выхода из кризиса, автор проводит мысль о том, что лишь политическая гибкость американского президента спасла ситуацию. Это была полная победа американской дипломатии и личная заслуга братьев Кеннеди.

Борков А.В. «История советской внешней политики (1917-1991)».

Работа предоставляет высокоинформативные данные по этапам нарастания напряжённости в период кризиса. Прослеживается нить событий, которые предшествовали конфликту. В работе сосредоточена лишь полезная и нужная информация, помогающая создать ясную картину происходящего.

Монография Генри Киссинджера «Дипломатия».

800px-Henry_Kissinger-198x300 Анализ исторических исследований ряда авторов
Генри Киссинждер

Не случайно стала национальным бестселлером 1994—1995 годов. Автор стремится проанализировать факторы, позволяющие оценивать прочность и долговечность того или иного мирового порядка, начиная с Вестфальского мира 1648 года и вплоть до наших дней. В работе представлен ряд политических деятелей «всех времен и народов» — от Ришелье до наших современников. Выступая как участник множества исторических событий новейшего времени, автор рассматривает их как вехи становления так называемого «нового мирового порядка», складывающегося на рубеже XX — XXI веков. При этом в высшей степени интересна попытка прогнозирования хода исторического развития в последующем столетии и определения места великих держав, в частности России, в условиях краха коммунизма и появления новых национальных государств и центров могущества.

Автор анализирует геополитическую обстановку после холодной войны, им выдвинут тезис о моральной победе либеральной демократии над коммунизмом, который бросил Западу политический и идеологический вызов. Дальнейшее развитие мирового сообщества он видит в расширении зоны демократии и приращении числа стран, опирающихся на рыночную экономику. Но Киссинджер далек от идеалистического, т.е. чисто морального, понимания геополитики в духе В. Вильсона или Б. Клинтона. Он не заражен эйфорией победы в холодной войне, а как истинный реалист видит будущий мир не «однополюсным» во главе с США (хотя Америка, по его мнению, останется «первой среди равных»), а пяти-шести-«полярным», порядок в котором будет поддерживаться на балансе соперничающих национальных интересов отмеченных выше центров силы.

Генри Киссинджер по-прежнему остается непререкаемым авторитетом в сфере международных отношений. Нынешняя администрация Белого дома косвенно, а порой и напрямую пользуется как оперативными, так и долговременными рекомендациями Киссинджера. Он работал консультантом Объединенного комитета начальника штабов (1956–1960), Совета национальной безопасности США (1961–1962), Агентства по контролю над вооружениями и разоружению США (1965–1969).

В 1968 году он занял должность советника по национальной безопасности в администрации Ричарда Никсона. Киссинджер стал одним из разработчиков политики разрядки, заключавшейся в установлении постоянного диалога США с СССР и Китаем, смягчении международного климата и прекращении локальных конфликтов, в сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и предотвращении мировой ядерной войны.

Киссинджер никогда не был сторонником открытых действий. Его скорее можно назвать «человеком закулисных договоренностей».

Громыко Андрей Андреевич. История внешней политики СССР в двух томах.

 

Andrei_Gromyko_1972-250x300 Анализ исторических исследований ряда авторов
А.А. Громыко

Первый том охватывает события 1917-1945, нами использован том 2: 1945-1980. В работе освещены следующие аспекты внешней политики СССР: общая международная обстановка и международное положение СССР после окончания второй мировой войны, вопросы мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии, борьба СССР за разоружение, СССР и вопросы мирного урегулирования на Дальнем Востоке, Германский вопрос после образования двух германских государств, СССР в борьбе против агрессии на Ближнем Востоке и происков империал. реакции в Венгрии, помощь СССР народам Азии и Африки, отношение СССР с КНР и Албанией и ряд других географических направление вектора внешней политики. Длительное время нахождения А.А. Громыко на посту Министра иностранных дел позволяет доверительно относится к тезисам и положениям изложенным на страницах двухтомника. Однако следует отметить факт идеологизации подаваемого материала, не всегда, но часто одностороннее освещение с позиции родного государства.

Федор Бурлацкий «Вожди и советники».

FMBurlatsky Анализ исторических исследований ряда авторов
Ф.М. Бурлацкий

Федор Бурлацкий – доктор философских наук, профессор. В 1952-1953 гг. работал в Президиуме Академии наук (АН) СССР, в 1953-1960 гг. — в журнале «Коммунист». В 1960-1965 годах был руководителем группы советников в Кремле в середине ХХ века. В своей книге высказывает собственные суждения, и своего рода являет читателю свои мемуары. Автор в течение многих лет негласно участвовал в политической жизни страны, когда протекала деятельность Н.С.Хрущева, Ю.В.Андропова, других руководителей партии и государства. Высказывая собственное мнение о серьезных практических акциях, об осуществленных и нереализованных идеях 60-х годов, автор приоткрывает и секреты «коридоров власти», где ему самому довелось бывать.

В раздел о деятельности Хрущева вошли очерки, статьи, воспоминания о нем, опубликованные в советской прессе. Разнохарактерность этих материалов, разнообразие оценок личности и деятельности Н. С. Хрущева авторами — историками, экономистами, публицистами, деятелями литературы и искусства — дают возможность составить более полное представление об этом непростом человеке, десять лет стоявшем у руководства партией и страной. В частности в сборнике дается весьма интересная и не тривиальная трактовка личности Хрущева и особенностей его характера.

Владимир Ефимович Семичастный «Пеньковского подвела жадность»

Vladimir_Semichastny Анализ исторических исследований ряда авторов
В. Е. Семичастный

В 1961-67гг. – председатель Комитета государственной безопасности  СССР (КГБ СССР). В своей работе  Семичастный высказывает свою субъективную точку зрения на деятельность Пеньковского, как мелкого предателя. Олег Пеньковский мог и не быть резидентом трех разведок, но его несомненное участие в событиях Карибского кризиса как некого источника политической и технической информации о ситуации в СССР и качестве ракет на Кубе вполне очевидно. Заметки Семичастного как человека «системы» весьма субъективны, однако несут важную информацию о деятельности КГБ в дни кризиса. Несмотря на меркантильность, тщеславие и стремление к наживе итогом деятельности Пеньковского стал показательный судебный процесс, КГБ и ГРУ были отозваны более 400 агентов, т.к. многих Пеньковский знал, был отправлен в отставку начальник ГРУ Иван Серов.

Oleg_Penkovsky_CIA Анализ исторических исследований ряда авторов
О. Пеньковский

Если интересно, читайте, что планируется дальше.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обновить

*